Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 6

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

С.П. Ломов1, Л.Г. Медведев2
1Московский государственный педагогический университет, пр. Вернадского, 88, Москва, Россия, 119571
splomow@mail.ru
2Омский государственный педагогический университет, Набережная им. Тухачевского, 14, Омск, Россия, 644099
lgmedvedev_omgpu@mail.ru
Ключевые слова: реальное, ирреальное, изобразительное искусство, визуальное, изобразительная грамота, художественное образование, психологические особенности художественного творчества, дидактика, the real, the surreal, fine arts, the visual, graphic reading and writing, art education, psychological characteristics of artistic creativity, didactics
Страницы: 168-180
Подраздел: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация

В статье анализируются результаты отечественных исследований в области психологии и педагогики, на основании которых можно сделать вывод о роли визуального познания мира, позволяющего активизировать мышление школьников и сформировать успешный опыт самостоятельного освоения действительности путем практической работы в области изобразительного искусства. Основанием, оправдывающим присутствие изобразительного искусства в школе, является его образовательно-развивающая составляющая, способствующая развитию не только навыков восприятия профессионального искусства, пассивного созерцания и пояснения рассматриваемых сюжетов, но и интеллектуального, и эмоционально-творческого потенциалов, которые становятся более зрелыми уже на раннем этапе обучения. Цели обучения могут определять содержательный фактор, позволяющий оценить значимость того или иного учебного материала, что в свою очередь дает возможность судить о том, следует ли включать материал в программу основного или факультативного курса или необходимо вовсе исключить его из программы, определить уровень изучения и планировать уровни обученности. Автором отмечено, что для правильной научной организации учебного процесса учителю необходимы хорошее знание не только теоретических основ в области изобразительного искусства и методики его преподавания, но и психологически обусловленных закономерностей процесса обучения, особенностей становления знаний, формирования умений, навыков и специфики развития мышления. Организуя обучение изобразительному искусству, необходимо обращать внимание на психологические особенности обучающихся, обусловливающие содержание учебной дисциплины. Осмысление сущности и структуры изображаемого требует от школьников способности выполнять мыслительные операции моделирования, абстрагирования и т. п., что и определяет творческое и художественно-эстетическое мышление, которое формируется в процессе обучения и развивается по мере взросления обучающихся. Отмечается, что одним из важных стимулов познания нового в учебном процессе является интерес, используя который, можно развивать интеллектуальную активность, память, воображение, внимание и сосредоточенность. Интерес учащихся к какой-либо предметной области успешно используется в процессе становления морально-волевых качеств и развития личности в целом.

DOI: 10.15372/PHE20150618