РОССИЯ: В ПОИСКАХ ЦЕННОСТНОЙ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Т.С. Косенко, Н.Н. Власюк
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 tany0879@mail.ru
Ключевые слова: ценности, общество, воспитание, традиции, толерантность, реформы, values, society, upbringing, traditions, tolerance, reforms
Страницы: 127-134 Подраздел: ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ
Аннотация
В данной статье осуществлен анализ современной системы воспитания, формирующей ценности у подрастающего поколения российского общества. Авторы попытались ответить на вопрос: насколько выработка ценностных ориентиров современной системы воспитания помогает или же, напротив, мешает дальнейшему развитию страны? Поиск духовных оснований развития современной России выводит на проблему ценностных изменений, соотносимых с процессами глобализации. Глобализация, сущностной основой которой является информационная революция, оказывает решающее влияние на все государства и на Россию в частности. В ходе глобализационных процессов, с одной стороны, усиливается межкультурное взаимодействие и взаимопроникновение экономик, а с другой стороны, общество начинает испытывать духовный кризис, искусственное навязывание иных ценностей, концепций, проектов, игнорирующих национальный опыт и традиции, усиление религиозного фанатизма и т. д. Поэтому перед российскими политическими и общественными силами сегодня возникает безотлагательная задача по реабилитации ценностного дискурса и, соответственно, системы воспитания. Ставя вопрос о том, какие ценности должна культивировать современная система воспитания в российском обществе для его дальнейшего успешного развития, необходимо принять во внимание, во-первых, реалистичность системы ценностей: если система ценностей не будет отражать реалий, а будет просто декларативной, то в нее просто не поверят. Во-вторых, западная культура по своей сути дегуманистична, формирует базовые ценности неолиберализма: бездуховность, эгоизм, успех и наживу любой ценой, жестокость и агрессивность в отношениях между людьми, что приводит в итоге к разрушению национального общественного сознания. Автор приходит к выводу, что необходимо донести до подрастающего поколения роль этих антиценностей, поскольку от экспансии западной культуры современному российскому обществу избавиться невозможно; сохранить традиционные культурные и духовные ценности и очень аккуратно совмещать с инновациями (положительными достижениями Запада); необходимо помнить о традиционных ценностях Востока и быть предельно благоразумными.
DOI: 10.15372/PHE20150613 |