Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 3

Специфика индивидуальности: одаренность и ее индивидуальные проявления

Т.В. Гудкова, Н.С. Матвеева, С.В. Гейбука
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
gudkovatv@mail.ru
Ключевые слова: одаренность, индивидуальность, способности, стратегии обучения
Страницы: 91-99
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о многоплановости таких социально-психологических феноменов, как индивидуальность и одаренность. Актуальность данного исследования определяется тем, что уровень общественного сознания приводит к осознанию изменения отношения социума к проблеме индивидуальности человека, возможности реализации его интересов и способностей. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Вопрос о природе индивидуальности, природных задатков, способностей и возможности их развития вызывает интерес у исследователей. Категория индивидуальности используется в разных направлениях не только психологической науки, но и других. Проявление способностей, одаренности, их природа и возможности развития являются предметом изучения различных научных направлений, что ведет к формированию разных методологических исследовательских подходов. Их изучение в разных аспектах позволило выделить структуру и особенности одаренности. В связи с этим отмечается, что структура индивидуальности имеет многоуровневое строение. Показывается, что одаренность представляет собой сложный психофизиологический феномен и проявляется в интеллектуальном развитии, доминирующей роли познавательной мотивации, творческой и исследовательской активности, специальных способностях. По мнению ряда исследователей, источник к пониманию данного феномена находится во взаимосвязи индивидуального и возрастного. Большинство исследователей отмечают, что одаренность - это прижизненно формируемые состояния и свойства человека. Однако подчеркивается значимость социальных условий для успешного развития способностей и одаренности. Особое значение имеет успешная самореализация одаренных детей в социуме, из-за своей неординарности они часто испытывают поведенческие, когнитивные трудности. «Измерение» одаренности позволяет давать ориентировку в индивидуальном интеллектуальном развитии человека. Рассматриваются основные стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом, к которым относится ускорение и обогащение. В заключение автор указывает, что учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровня его интеллектуального развития, направленность интересов и склонностей позволяют развивать всестороннюю, творческую личность, что на современном этапе является одной из приоритетных задач по созданию условий, обеспечивающих развитие одаренных детей и их потенциальных возможностей.

DOI: 10.15372/PHE20150311