Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 3

Проблемы патриотизма и национализма в контексте языка и языкового образования

Л.П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2, Новосибирск, Россия, 630114
lpzagorulko@list.ru
Ключевые слова: патриотизм, национализм, язык, языковое образование
Страницы: 83-90
Подраздел: ВОПРОСЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Цель статьи - социально-философское исследование проблемы патриотизма и национализма в контексте языка и языкового образования. Актуальность исследования обусловлена той ролью, которую язык, будучи неотъемлемой частью национального самосознания народа, играет в процессе социализации личности. Проблемы языкового образования приобретают особую значимость в современных условиях, так как неадекватная языковая политика государства может иметь катастрофические последствия. Идеологическое влияние системы языкового образования проявляется в том, что она начинает менять взгляды населения. Показательной в этом отношении является современная языковая ситуация, сложившаяся в системе образования на Украине. С точки зрения украинских властей пропаганда украинского языка - это проявление патриотизма, любви к своей Родине, а с точки зрения русскоязычного населения, проживающего на территории Украины, - это проявление национализма в худшем его варианте - фашизме, поскольку украинские националисты через язык формируют враждебное отношение к людям, не говорящим на украинском языке. Таким образом, стирается грань между патриотизмом и национализмом, а пропаганда языка, как показывает этот пример, может носить и агрессивный характер. Язык необходим человеку как дух народа, его мировидение. Политика сохранения национальных языков в некоторых странах на постсоветском пространстве приводит к разделению общества на граждан и неграждан и, как следствие, к внутренним конфликтам. Так, например, жители Приднестровья оказались изгоями в своем государстве только потому, что они говорят на другом языке. По той же, искусственно созданной причине, жители Украины, компактно проживающие в Донецкой и Луганской областях, восстали против притеснения по языковому признаку, «против экспансии духа». Языковое образование может способствовать как укреплению, так и разрушению взаимоотношений между носителями разных языков. Следовательно, необходимо дальнейшее исследование того, как тот или иной язык воспроизводит себя в качестве совокупности отношений в глобальном пространстве существования с учетом всех факторов, определяющих его специфику в тот или иной период развития общества как в онтологическом, так и аксиологическом аспектах.

DOI: 10.15372/PHE20150310