Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 2

Формирование образов представления в процессе рисования портрета

А.В. Голосай
Нижневартовский государственный университет, Россия, 628600, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 56
al3745@mail.ru
Ключевые слова: рисунок, портрет, представление, художественный образ, восприятие, сравнение, обобщенная форма
Страницы: 181-189
Подраздел: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация

Автор в статье указывает на то, что среди многообразных проблем изучения рисунка проблемы выявления образного и пространственного строя в портрете относятся к главным и наиболее сложным для студентов. Поэтому необходимо направить студентов к представлению сложных объемных форм в упрощенных схематических построениях, в том числе головы человека, которая в основе своей представляет определенную объемно-пространственную конструкцию. Отмечается, что за многовековую историю развития изобразительного искусства, многие художники-педагоги разрабатывали различные упрощенные схемы построения головы и фигуры человека, исходя из анализа простейших геометрических форм. Существует достаточно много методов ведения рисунка, которые представляют собой различные подходы к построению объемной формы головы, при этом очень важно, что они дополняют друг друга и в целом дают наиболее полное представление о конструкции данной формы. Целью всех постановок в учебном рисунке является не изучение средств изображения, а овладение системой построения художественной формы и пространства. При этом необходимо знать, что реалистический рисунок не имеет ничего общего с простым копированием натуры. Его задача - претворение наблюдений в художественный образ. Развитие представлений о форме и пространстве - это сложный процесс, напрямую зависящий от физиологического, психического и интеллектуального развития человека. Для развития представлений студентов о моделировании формы, выявлении ее конструктивной основы используются различные теории светотени, воздушной перспективы и т. д. Например, в портрете невозможно отделить форму от содержания, существует устойчивая связь между формирующимся построением и поисками выразительной формы. Здесь все равноценно важно, поскольку портреетный рисунок представляет собой гармоничное целое. Работая над состоянием портретного образа, художник непременно работает над формой, а ее поиски во многом определяют настроение произведения, его художественного образа. Обобщенная форма облегчает дальнейшее перспективное построение тональных поверхностей, образующих голову, выявляя нюансировку и подсказывая расположение на них более мелких деталей, позволяя понимать объемную форму как тональную гармонию. Каждая из этих плоскостей освещается по-разному и по-разному характеризует форму. Но даже на такой начальной стадии обобщения нельзя рисовать условно грубо намеченную схему, при рисовании живой формы все эти плоскости можно представлять умозрительно. В рисунке живой натуры условная схема должна быть лишь руководством в работе как средство для сознательного рисования модели. Она должна помочь понять сущность живой формы, чтобы впоследствии воспроизвести реальную, живую форму головы.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину