Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 2

Медиавоспитание как ответ на вызовы нашего времени

Е.А. Авдеева
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, Россия, 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1
paideia@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, медиавоспитание, медиасредства, культура, информация
Страницы: 85-92
Подраздел: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ, ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И МЕДИАВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В условиях становления медиапедагогики происходит выделение медиавоспитания, которое в зарубежных источниках представлено как научная дисциплина, занимающаяся вопросами воспитания в контексте медиа, направленная на то, чтобы помочь подрастающему поколению лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, научиться анализировать медиатексты. Цель статьи заклюючается в выявлении особенностей медиавоспитательного пространства и медиавоспитания как нового направления в философии образования и педагогике. В содержании статьи раскрываются проблемы, связанные со становлением медиавоспитания, дается понятие медиа, актуализируется потребность в классификации медиасредств в воспитании. Современные медиасредства, к которым относятся все СМИ (пресса, кинематограф, телевидение, веб-ресурсы интернета) на сегодняшний день «работают» на формирование потребительского типа личности, что неизбежно влечет к ряду проблем: недостоверности (или прямому искажению) реальных фактов; идеологизации/коммерциализации медиасредств; проблеме низкого этического уровня с использованием и разрушением морально-нравственных и культурных форм поведения и лексики. Такое состояние медиасредств и медиапространства требует соответствующего контроля как со стороны государства, так и со стороны педагогических структур. Поэтому вопросы формирования личности подрастающего поколения в условиях медиапространства становятся все более актуальными, а исследование инструмента для их решения - медиавоспитания - является социальным заказом общества. В настоящее время в медиапедагогике так и не существует единой для всех стран мира терминологии. Как правило, не только научные школы, но и отдельные ученые предлагают разные варианты формулировок таких ключевых понятий, как «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность» и, наконец, «медиавоспитание». Пестрота подходов в трактовке понятий связана с тем, что роль масс-медиа, методология построения медиавоспитательных пространств и механизмов воздействия информационных средств и технологий на формирование личности еще находятся в стадии становления. В связи с этим возникает острая необходимость философского осмысления возникшей ситуации, в результате которого будут прояснены прежде всего новые духовные ориентиры, повышающие эффективность воспитания. Важную роль в этом процессе играют использование новых возможностей медиасредств и технологий, исследование современного медиавоспитательного пространства и самого понятия «медиавоспитание».