Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.142.53.68
    [SESS_TIME] => 1713516073
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => a8ba6427a707f5035227f198ed24c9eb
    [UNIQUE_KEY] => 97b20ffd398a705d19b46bf409892516
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 1

Проблемы оценки компетенций студентов вуза

Н.В. Чекалева
Омский государственный педагогический университет, 644099, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, д. 14
pedagog@omgpu.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, профиль компетенций, карта компетенций, оценка, комплексная оценка, оценка компетенций, оценочные средства, модель процесса оценки, студенты вуза
Страницы: 146-156
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Автор поднимает вопрос о сложности оценки компетенций студентов вуза: ее структуре, содержании, процедуре. Сложность оценки компетенций связана в первую очередь с различной интерпретацией данного понятия. В статье представлены некоторые взгляды на понятие компетенции, сложившиеся в разных странах: в Великобритании — это способность человека выполнять требуемые трудовые функции, во Франции — ресурсы для осуществления деятельности, в Германии — профессиональные и личные знания и умения. Подчеркивается, что в России компетентностный подход — это инновация, в российской практике компетенция — это способность человека решать профессиональные задачи. Предполагается, что разработка комплексной оценки будет способствовать определению уровня развития той или иной компетенции, а критерием оценки уровня сформированности компетенций студентов вуза будет выступать готовность к профессиональной деятельности, включающая личностный, теоретический и практический компоненты. В статье рассматривается европейский опыт оценки компетенций специалистов — составление профиля компетенций и карты компетенций. Профиль компетенций специалиста — это оформленный образ, заданный набором характеристик, он дает возможность определить структуру и состав компетенций для определенного специалиста. Карта компетенций специалиста включает актуальные и потенциальные компетенции специалиста. Автор указывает на основные проблемы оценки компетенций студентов российских вузов и предлагает пути их решения; описывает модель процесса оценки компетенций и предлагает набор оценочных средств для проведения процедуры оценивания компетенций студентов вуза. К таким оценочным средствам автор причисляет кейс-стади, ин-баскет-упражнения, симуляции, тесты умений и навыков, прямое наблюдение, проблемные ситуации, портфолио, резюме, выполнение курсовых и дипломных проектов, проблемных проектов, технику «демонстрация действия и вопросы», дополнительные устные и письменные тесты и т. п. В заключение автор указывает направления развития практики оценки компетенций студентов вуза: четкое понимание структуры компетенций, изучение требований рынка труда к компетенциям специалиста, сотрудничество с представителями рынка труда, разработка профилей компетенций специалиста, составление карты компетенций каждого студента, определение места каждой учебной дисциплины в процессе формирования и развития компетенций студентов, подбор оценочных средств для оценки компетенций в соответствии с выделенными ранее единицами компетенций. Кроме этого, автор указывает на необходимость разработки инструментов оценки уникального опыта каждого человека.