ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.С. Тагильцева1,2
1Комитет по делам молодежи мэрии г. Новосибирска, 6300099, Новосибирск, ул. Щетинкина, 41 Tagilceva78@mail.ru 2МКУ центр «Родник», 630075, Новосибирск, ул. Народная, 13
Ключевые слова: гуманизм, гуманизация технического образования, культура, кризис образования, проблема гуманизации, личность, общество
Страницы: 170-177 Подраздел: ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Аннотация
Цели данной статьи — рассмотреть и дать философский анализ влияния идей гуманизма на формирование технического образования. В период античности зародились первые истоки гуманизма и образования как системы. Идеи гуманизма античности послужили формированию классического гуманизма как общественного явления в эпоху Возрождения. В ХХ в. гуманизм становится глобальным идейным течением в культуре. Именно эти идеи стали проводником гуманизации современного образования. В истории философской мысли гуманизация — это обращение научных знаний о мире на человека. Высшее образование — это ведущий фактор социального и экономического развития социума. Особое положение в системе образования занимает техническое, оно обеспечивает подготовку квалифицированных кадров для материального производства. С позиций гуманизации образования это смысл жизни человека, который состоит в помощи быть нужным и необходимым окружающим тебя людям. Перед современным образованием стоит проблема обоснования гуманизации и определения роли, которую играет интеллектуальное развитие в процессах гуманизации технического образования. В настоящее время в научной литературе многократно обсуждаются различные аспекты гуманизации технического образования, но четких путей решения пока не найдено. Данная проблема особенно актуальна в XXI в., когда развитие технического прогресса не только не замедляется, но и набирает все большие обороты. Любые технологические изменения приводят к перестановке сил в процессах социального развития общества и каждого человека в целом. Основной задачей гуманизации технического образования является свобода личности. Образовательный процесс должен быть построен в первую очередь на интересах самого обучающегося. Гуманизация технического образования в высшей школе предполагает развитие исторического, философского, психологического, политического и экономического мышления у студентов. Она имеет волновой характер и циклично чередуется с периодами накопления знаний о «внешнем мире», отчужденном от человека — дегуманизацией. В современном социуме возрождающаяся идея гуманизации позволяет объединить эти теории личности в единое целое. Следовательно, перед современной системой высшего образования стоит задача помочь учащемуся в определении себя как свободной и инициативной личности, что позволит увидеть новое направление в процессах социального развития общества. Именно гуманизация технического образования выступает как один из важнейших факторов гуманизации современного общества.
|