Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 5

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМНО–ВАРИАТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ДЕВЯТИЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ

А.А. Смирнова1,2
1РГПУ им. А. И. Герцена, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48
Smirnovaalbina@mail.ru
2ГБОУ школа №519, 196158, Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 87, к. 2
Ключевые слова: модель обучения, системно–вариативная модель обучения математике, мотивационная задача, осознанные знания, концептуальные положения, клиповое мышление
Страницы: 160-169
Подраздел: ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Аннотация

В статье анализируются причины снижения уровня и качества школьного математического образования. Из-за смены ценностных ориентиров в обществе резко снизилась мотивация к изучению математики в общеобразовательных учебных заведениях. Педагоги и психологи озабочены снижением когнитивных способностей детей и уменьшением объема рабочей памяти. При переходе из начальной школы в основную школу у школьников выявлена тенденция снижения вычислительных навыков из-за слабого владения таблицей умножения и даже таблицей сложения в пределах двадцати. Не способствует формированию системы предметных знаний и клиповое мышление учащихся. Для решения проблемы достижения уровня школьного математического образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов и Концепции развития математического образования в РФ, необходима модель обучения математике, построенная по принципу синтеза сильных сторон существующих моделей обучения. Автор предлагает системно-вариативную модель обучения математике (СВМОМ), десять концептуальных положений которой разработаны на основе метода варьирования текстовых задач по математике. Определены три положения, использование которых способствует повышению мотивации к изучению математического материала и формированию осознанных и прочных знаний школьников: - конструирование учебного материала каждой темы (раздела) организуется через построение цепочек взаимосвязанных задач (упражнений) с использованием приемов варьирования текстовых задач, что позволит формировать правильные обобщения учебного материала, предварять и предупреждать возникновение типичных ошибок учащихся, ликвидировать пробелы в знаниях учащихся; - мотивационная задача представляет сложное задание, которое является системно-образующей задачей для всей темы. В ходе решения предложенного задания акцентируется внимание учащихся на объеме тех знаний, который необходим для успешного решения предложенной задачи, что позволит формировать у учащихся стремление (потребность) к критическому осмыслению наличных знаний и собственной деятельности; - в ходе системно-преобразующей деятельности под руководством учителя учащиеся освоят опыт «замыкания» связей между мотивационной задачей, учебными заданиями по освоению предметного материала темы и решением исследовательской задачи (задачи с практическим содержанием).