ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО–ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЛИЧНОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Е.В. Щеглова
Рязанский государственный университет им. С. Есенина, 390000, Рязань, ул. Свободы, 46 elena19_yk@mail.ru
Ключевые слова: музыкально–эстетические способности, природные задатки, педагогические условия, личностно ориентированный подход, дополнительное образование, развитие музыкальных способностей
Страницы: 105-117 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной статье автор излагает свой взгляд на проблему развития музыкально-эстетических способностей детей в рамках системы дополнительного образования как одну из важнейших проблем развития личности и одну из ведущих задач системы дополнительного образования Республики Казахстан. На сегодняшний день в Республике Казахстан успешно сосуществуют различные типы инновационных (с точки зрения структурной организации и содержательности образовательного процесса) образовательных учреждений, осуществляющих переход от знаниецентристской к компетентностной модели образования, главным приоритетом которой являются развитие индивидуальных особенностей каждого учащегося; создание условий для совершенствования творческого потенциала и формирования гармоничной личности. И системе дополнительного, в том числе музыкально-эстетического, образования отводится значительная роль. Автор придерживается мнения, что музыкально-эстетические способности можно сформировать у любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Ею разработана система образовательного процесса, которая была успешно апробирована на базе ДМШ №1 г. Усть-Каменогорска, ставшей с 2007 по 2014 гг. своеобразной научно-экспериментальной площадкой. В результате школа практически отказалась от приема детей по способностям, в ней обучаются все желающие. Автор подчеркивает, что реализовать такую работу было бы невозможно без специальной подготовки преподавателей, которые не только должны быть специалистами, но и иметь достаточную научно-методическую подготовку и активно сотрудничать в указанном направлении. Экспериментальная работа проводилась в три этапа и включала следующие виды педагогической деятельности: разработку авторских и модифицированных программ, нацеленных на развитие музыкально-эстетических способностей учащихся; описание сконструированной системы развития искомых способностей в условиях ДМШ; проведение пилотного формирующего и констатирующего экспериментов, позволивших проверять отдельные модели программ, совокупность методов и средств развития музыкально-эстетических способностей учащихся; систематизацию результатов эксперимента с уточнением методических рекомендаций; обоснование педагогических условий, оптимизирующих процесс развития музыкально-эстетических способностей учащихся в процессе дополнительного образования; анализ, подведение итогов и обобщение результатов исследования. В качестве главных условий успешной работы по развитию музыкально-эстетических способностей автор называет единство цели администрации, преподавателей, ребенка и его родителей; научно-методическое обеспечение учебного процесса; овладение преподавателями методиками развития определенных видов музыкально-эстетических способностей и личностно-ориентированное применение этих методик с учетом особенностей каждого ребенка; наличие разработанной диагностики и стабильность ее проведения.
|