Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 5

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТНОГО МАСТЕРСТВА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО–ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Шаляпин, К.А. Кравченко
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
shalyapin.oleg@mail.ru
Ключевые слова: портретная живопись, этюд, содержание и замысел, живописное мастерство, творческий процесс, гармоничность
Страницы: 95-105
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье раскрываются принципы формирования живописного портретного мастерства у студентов художественных факультетов педагогических вузов, анализируются основной вид учебных работ по живописи – этюд с натуры, а также основные живописные этапы в художественном изображении портрета. Освоение профессии живописца начинается с изучения элементарной технологии ремесла и целесообразной последовательности действий в процессе практической живописной работы. Практические навыки овладения живописным мастерством усваиваются постепенно, начиная с простых заданий через решение и усложнение многозначных задач, среди которых есть и творческие, и профессионально-технические. Рассматривается проблема палитры в процессе формирования живописного мастерства. Указывается, что необходимо предостерегать учащихся от излишне многокрасочной палитры, а руководствоваться при выборе красок конкретными живописными задачами. Авторы отмечают, что в живописи существуют разные подходы к восприятию натуры и к способам ее выражения, так как реализм располагает огромным арсеналом средств и предполагает субъективный аспект творчества. Поэтому в соответствии с поставленной задачей возникает потребность всякий раз задуматься над тем, каким живописным и техническим приемом лучше всего воспользоваться для наибольшей выразительности. Экспериментальная работа со студентами на занятиях по живописи позволила выработать определенную систему последовательно выполняемых заданий, следование которой, на наш взгляд, является оптимальным вариантом для овладения мастерством портрета. Все формы и разновидности работы взаимодействуют и обогащают друг друга, формируя творчески мыслящего художника и его профессиональное живописное масстерство. Авторы обращают внимание на то, что формирование живописного портретного мастерства требует длительной аналитической работы, долгих размышлений в процессе творчества и опыта обобщений. Поэтому после того, как путем серьезной и вдумчивой работы над рисунком, тональными и живописными этюдами приобретен достаточный опыт в изображении головы, можно попробовать свои силы и в работе над портретом. В живописном решении портрета художник составляет психологическую характеристику модели, вглядываясь в характерные черты человека, в его манеру поведения, что и отличает работу профессионального художника-портретиста.