Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 5

СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ И УРОВНЕЙ ОТВЕТСТВЕННОГО ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Г.Н. Глиос, В.П. Дик
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Барнаул, проспект Ленина, 40
gglios@mail.ru
Ключевые слова: философия образования и философия права, образовательный процесс, правовое образование, правовое сознание – индивидуальное и общественное, оптимальное развитие правосознания человека и общества, ответственность
Страницы: 73-86
Подраздел: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена проблемам формирования правового сознания граждан современной России в образовательном процессе. Особое внимание уделяется образованию, рассматриваются патерналистская и либералистская модели образования, показана важность формирования оптимального, ценностно-ориентированного, развивающего правового сознания для общества и государства. Противоречивые взаимодействия правовых систем разных государств в эпоху глобализации и информатизации могут привести к деформации эндемичных традиций разных государств, в том числе и правовой системы российского общества и правосознания его граждан. Поэтому реальное правосознание формируется под воздействием различных факторов: объективных (например, условий социально-экономической реальности) и субъективных (мировоззрения, образования, воспитания). Процесс идет зачастую противоречиво, включает как позитивные, так и негативные стороны, в том числе и правовое и противоправное сознание, негативные убеждения, оценки. Правосознание напрямую зависит от оптимальных и неоптимальных стратегий воздействия на общественное сознание и правосознание субъектов в том числе. Правильно ориентированное в целом правосознание как часть общественного и индивидуального сознания в какой-либо мере может оказываться дефектным. Авторы приходят к выводу, что правосознание современного российского социума претерпевает существенные изменения. Ввиду отсутствия сформировавшихся представлений оно оказывается подверженным многочисленным инокультурным «прививкам», заимствованиям, системам ценностей, чуждых традиционному менталитету российского народа. Необходимо выработать стратегию образования по формированию оптимального, здорового, творческого сознания и правосознания человека и общества. В решении этих проблем важнейшую роль играет образовательный процесс как процесс последовательного, закономерного формирования чувств, мыслей, убеждений, жизненных планов и практических правосоциализированных действий субъекта, способного усвоить и реализовать оптимальную стратегию правового сознания. Однако в реальном образовательном процессе сталкиваются противоположные мировоззренческие установки, правовые основы и формы образовательной политики - инокультурная либерально-олигархическая и традиционная для России патерналистская. Либералистская модель переводит образование в коммерческие рыночные отношения, делает его сферой услуг, снимая с государства ответственность за полноценное, качественное правовое образование граждан. Авторы подчеркивают, что образование должно быть гражданским (народным), общедоступным с всесторонней социализацией личности в главных жизнеутверждающих социосферных стратегиях современного мира. Выработка и реализация оптимальной образовательной стратегии формирования правового сознания человека и общества в образовательном процессе - гарант устойчивости правовой системы и российского государства.