Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 4

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА КАК ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Н.В. Селезнёва
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
xie-ling@yandex.ru
Ключевые слова: национальная языковая картина мира, ассоциативное мышление, числовые категории, китайский язык, русский язык
Страницы: 141-152
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Статья посвящена проблеме национальной специфики китайской языковой картины мира. Языковая картина мира любого народа представляет собой вербализацию концептуальной картины мира, в основе которой лежит система мировоззренческих категорий, выражающих свойственные данной культуре представления об основных компонентах и сторонах человеческой жизнедеятельности: о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни и ценностях человеческого мира, о природе и организации ее объектов. Автор обращает внимание на то, что своеобразие китайского мировосприятия обусловлено не только природными условиями бытования народа, но и складом мышления. Синологи характеризуют китайское мышление как правополушарное, коррелятивное, символическое и ассоциативное. Китайскому мышлению чужды абстракции, оно в большей степени приспособлено к непосредственному восприятию, выделению частностей и использованию аналогий. Не менее значимой особенностью является и то, что у китайцев превалирующим является визуальное восприятие, поэтому китайцы часто привлекают наглядность. Эти особенности мыслительной деятельности определили значимость разнообразных классификационных систем, пронизывающих китайскую культуру и находящих отражение в языке. Характерным примером таких категорий являются числовые категории, рассматриваемые автором статьи. В китайской культуре весь числовой ряд от одного до десяти считался весомым и осмысленным и служил основой для многовариантных классификационных построений. Все числа являются функционально релевантными: они либо имеют ритуальную, сакральную функцию, либо служат инструментом рационализации человеческого познания. Наиболее значимыми числами-символами являются двойка, тройка, четверка, пятерка, восьмерка и девятка. В китайской культуре весь числовой ряд от одного до десяти считался весомым и осмысленным не только с точки зрения собственно числовых значений. Несмотря на свою архаичность, числовые категории и символы, связанные с ними, до сих пор определяют многие аспекты жизни современных китайцев, в том числе и ритуалы, связанные с выбором, покупкой/продажей и обустройством жилища.