Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2014 год, номер 3

СТАРООБРЯДЦЫ И РУКОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Н.С. Гурьянова
Институт истории Сибирского отделения Российской Академии наук (ИИ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, ул. Акад. Николаева, 8
gurian@academ.org
Ключевые слова: старообрядцы, митрополит Макарий, «Великии Минеи Четии», патриарх Филарет, «Увет духовный», рукописные сборники, Old-Believers, Makarious the Metropolitan, Velikie Chetii Minei, Philaret the Patriarch Uvet Duhovny, manuscript collections
Страницы: 37-41
Подраздел: КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы использования старообрядцами рукописного наследия Древней Руси. На материале двух сборников, составленных в 1710 и 1711 гг., продемонстрировано, каким образом защитники старого обряда, опровергая аргумент иерарха официальной Церкви, сумели обратиться именно к тому списку «Великих Миней Четиих» (ВМЧ), на который ссылался автор «Увета духовного». При этом они предоставили более полное описание рукописи и продемонстрировали вполне научный подход к анализу содержания. Прежде всего, составители воспроизвели дословно фрагменты из введения, в котором митрополит Макарий писал о возможном проникновении в ВМЧ «слов ложных» и просил их исключить. Затем в сборнике была помещена информация о том, что в свое время патриарх Филарет, явно руководствуясь просьбой митрополита Макария, исключил из ВМЧ апокрифическое Сказание Афродитиана. Для читателя в качестве свидетельства этого факта предоставлено описание от первого лица, свидетельствующее, что, действительно, в рукописи сохранился только фрагмент этого слова - перечеркнутый крест на крест киноварью. Только после этого старообрядцы перешли к опровержению аргумента из «Увета духовного», в котором утверждалось, что в этом списке ВМЧ, в июньской и августовской книгах, присутствует «Указ о трегубой аллилуии». Старообрядцы начали с анализа содержания августовской Минеи и пояснили, что в этой книге «Указ…» изъят, как и Сказание Афродитиана в декабрьской книге. Подтвердив, что в июньской книге этот текст оставлен, составители даже процитировали его. Далее обстоятельно, опираясь на материал рукописного наследия Древней Руси, были опровергнуты приведенные в «Указе…» аргументы в пользу трегубой аллилуии. В статье сделан вывод о том, что в результате старообрядцы сумели предоставить читателю убедительное, логично изложенное, развернутое опровержение одного из аргументов, на который сослался иерарх официальной Церкви, отстаивая свою точку зрения. Анализ сборников позволил выявить еще один знаменательный факт, свидетельствующий о высочайшем уровне книжной культуры старообрядцев.