Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2014 год, номер 3

ГУМАНИЗМ И ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Т.А. Рубанцова, О.В. Фуряева
Сибирский университет путей сообщения, 630049, Новосибирск, ул. Д.Ковальчук, 191
rtamara@nqs.ru
Ключевые слова: гуманизм, гуманизация образования, технократизм, сциентизм, гуманитарные основы, образование
Страницы: 11-21

Аннотация

Целью статьи является анализ взаимосвязи процесса гуманизма и гумани­тарных основ российской образовательной парадигмы. В статье рассматривает­ся образование как механизм передачи ценностей, в котором выражена взаимос­вязь гуманизма и гуманитарные основы российской образовательной парадигмы. В статье отмечается, что в современном глобальном мире идет процесс распада традиционных ценностей, что отражается на системе образования. Образова­ние понимается как механизм социокультурного наследия общества. Глобальные кризисы требуют пересмотра пути прогресса и просвещения, по которому дви­жется человечество, что делает актуальным проблему гуманизации образова­ния. Раскрыты основные подходы к категории гуманизма, дана его типология, показана взаимосвязь гуманизма с процессами гуманизации и дегуманизации в об­ществе. Гуманизм в современном российском обществе понимался чаще всего как утопия, которая не нашла своего адекватного выражения в общественных иде­алах. В работе проводится анализ основных подходов к гуманизации образования рассматриваются основные исторические этапы формирования гуманитарных основ российского образования. Современная модель образования в России была сформулирована еще в эпоху Возрождения и Просвещения по немецкому образ­цу. Она предполагала наличие в системе обучения большого цикла гуманитарных предметов для формирования нравственности в человеке, а также естественно­технических дисциплин, позволяющих познать окружающий мир с помощью раз­ума, в понятие «гуманизм» вкладывался классово детерминированный смысл, вы­тесняющий общечеловеческое и цивилизованное содержание. В послеоктябрьской школе особенно сохранился гуманитарно подготовленный педагогический коллек­тив, который так и не смог легко и бездумно присоединиться к проводимой госу­дарством политической линии в сфере образования. Образование пока остается основным элементом общественной гуманистической практики благодаря харак­теру всеобщности, независимости его содержания от политических и экономиче­ских колебаний и конъюнктуры, несмотря на все попытки ее слома. Этот социаль­ный институт сохраняет элементы гуманистических педагогических технологий прошлого и именно в нем идут поиски новых путей в гуманистической педагогиче­ской парадигме. В статье делается вывод, что гуманитарные основы российской образовательной парадигмы имеют противоречие между социально-культурными потребностями современного общества и системой образования, которая не от­вечает им из-за потери гуманистических целей в идеологии общества, устаревшей методологии и применения старых приемов и методов в обучении.