Организация дистанционного обучения иностранному языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Е.В. Бурцева
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20 elizaveta-burceva@yandex.ru
Ключевые слова: дистанционное обучение, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, синхронное обучение, асинхронное обучение, электронный учебник
Страницы: 152-162
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования. В процессе обучения китайскому языку, как правило, возникают проблемы индивидуального характера, связанные с восприятием и воспроизведением иероглифического материала. Процесс восприятия и воспроизведения непривычной формы записи иероглифических знаков у многих учащихся происходит медленно. Пути решения некоторых проблем автор раскрывает в процессе реализации дистанционного образования учащихся с ограниченными возможностями. Автор дает определение понятию «инклюзивное образование», которое оптимально соответствует процессу обучения учащихся с ограниченными возможностями китайскому языку: это гибкая система, учитывающая потребности всех детей, не только с проблемами развития. Система обучения подстраивается под учащегося, а не учащийся под систему. Мнения специалистов по социальной реабилитации по вопросу обучения учащихся с ограниченными возможностями методом дистанционного обучения являются спорными. В статье представлены некоторые точки зрения. Одним из направлений в обучении иностранному языку является создание электронных материалов для дистанционного обучения - электронного учебника. В статье представлен результат коллегиальной работы преподавателей китайского языка кафедры «Международные отношения и регионоведение» и китайских преподавателей «Института Конфуция» по созданию материалов дистанционного обучения китайскому языку в рамках программы стратегического развития НГТУ. Использование учебника дистанционного обучения рассматривается как эффективная возможность организации обучения иностранному языку в современной виртуальной коммуникационной среде между преподавателем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья в высшей школе, в рамках которой осуществляется комбинирование синхронного и асинхронного обучения. Метод комбинирования синхронного и асинхронного обучения, реализуемый с помощью компьютерных телекоммуникаций, предполагает такие формы занятий иностранного языка, как чат-занятия, веб-занятия, онлайн-уроки в программе Skype. Таким образом, для обучения учащихся с ограниченными возможностями, как мы говорили ранее, необходима техническая оснащенность вуза, информационно-дидактическое обеспечение, наличие квалифицированного преподавателя, методика, которая требует серьезной теоретической проработки, экспериментальной проверки и технической поддержки. Процесс реализации системы дистанционного образования является долгим и непростым, но перспектива создания и реализации системы дистанционного образования иностранному языку во многом может открыть новые возможности для учащихся с ограниченными возможностями в изучении иностранного языка и в частности китайского.
|