Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.145.178.157
    [SESS_TIME] => 1713520682
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 180763dff27e826bca8be779de6f287a
    [UNIQUE_KEY] => 93bb608eb432d3462df7a6837f30b6bd
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 3

Проблема ценностного ориентирования и формирования идентичности в условиях посттрадиционности

Г.А. Илларионов
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярский край, Красноярск, пр. Мира, 83
bromov1917@yandex.ru
Ключевые слова: образование, ФГОС, ценностная ориентация, идентичность, глобализация, посттрадиционность, конфликт идентичностей, рефлексивность, образовательная политика
Страницы: 93-104

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблематике ценностного ориентирования и формирования идентичности в российском образовании. Внедряемые в рамках реформирования системы образования нормы (в частности, Федеральные государственные образовательные стандарты) порождают необходимость в теоретическом осмыслении и дальнейшем корректировании образовательной стратегии в этом направлении. Вопросы ценностей и идентичности, будучи прямо связаны с наиболее общими основаниями функционирования любого общества, заведомо актуальны, поскольку позиционирование собственной идентичности и ее норм - основа государственного целеполагания, выбора средств и методов решения любых проблем, стоящих перед Россией. Целью данной статьи является соотнесение зафиксированной во внедряемых нормах образовательной стратегии с глубокими внутренними процессами современности, совокупностью которых является глобализация, и одним из ее проявлений - посттрадиционностью. Посттрадиционность, характеризующаяся тотальной рефлексивностью, «ценностным политеизмом» (выражение М. Вебера) и фрагментацией общества, создает для любых интеграционных проектов вызовы, эффективных средств преодоления которых не было разработано нигде в мире. Выделяются основные аспекты неэффективности российской образовательной стратегии в сфере ценностной ориентации и формирования идентичности. Первый - конфликты и противоречия идентичностей как в обществе, так и внутри самой стратегии. Отсутствие четкого обоснования соотношений этнической и гражданской, религиозной и светской, региональной и общенациональной идентичностей создают ситуацию, в которой практик не имеет четкого ответа на вопросы: как эти идентичности взаимодействуют и каким из них отдается предпочтение, в каких случаях. Причина такой теоретической неразработанности составляет второй аспект проблемы: концепт «россиянина» лишен четкого непротиворечивого содержания по причине оторванности его от какой-либо более общей философской идейной базы. Любые крупные проекты формирования идентичности в прошлом и настоящем (такие как американский «плавильный котел», европейский мультикультурализм, китайская политика «лянхэн», советский проект и т. д.) неизменно являлись частью широкой общефилософской системы, обосновывавшей его цели, средства и результаты. Концепт «россиянин» не имеет такой базы, следовательно, лишен консенсуса относительно внутреннего содержания и предполагаемых результатов. Вывод, который может быть сделан на основании данного анализа: в нынешнем своем виде образовательная стратегия ставит педагога-практика перед непреодолимой задачей формирования идентичности, лишенной непротиворечивого внутреннего содержания и ценностного ориентирования в условиях отсутствия общепринятой системы ценностей.