Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 2

Компетентностный подход в современном образовании: социально-философский анализ

К.Р. Стасюк
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
torbitch@yandex.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, образование, фундаментализация, содержание образования, система образования, модернизация, непрерывность образования, федеральный государственный образовательный стандарт
Страницы: 253-262

Аннотация

В статье подчеркивается, что формирование компетенций происходит средствами содержания образования. У обучаемого развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы : от бытовых до производственных и социальных. Компетентностный подход отвечает таким современным требования, как обеспечение непрерывного образования. Автором определяется, что система образования построена на компетентностной основе, это новый подход в образовании, предполагающий создание новых методик обучения и новых методик проверки эффективности обучения. Компетентностный подход как основа обновления системы образования объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Эти составляющие выступают зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практических ситуациях. В понятии компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата. Смысл применения компетентностного подхода в образовании, в том чтобы в ходе обучения развивалась способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт студентов. В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки к жизни, в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу изначально закладываются параметры описания того, что обучаемый будет знать и уметь после окончания обучения. Если традиционная квалификация специалиста подразумевала функциональное соответствие между требованиями работодателя и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению учащимся более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то компетенция предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность, что основано на получении во время обучения фундаментальных научных знаний. Сегодня уровень образованности не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Данный подход не отрицает значения знаний, но акцентирует внимание на способности их использовать.